Порядок проведения работ по сертификации системы менеджмента

Процедура подтверждения соответствия систем менеджмента

5.1 Анализ заявки

5.1.1 Основанием для начала работ по подтверждению соответствия систем менеджмента служит заявка от сторонних организации, поступившая в ТОО «ПЦС» и оформленная согласно Приложению Б.

Вместе с заявкой для проведения оценки системы менеджмента в ТОО «ПЦС» организация должна предоставить перечень документов согласно Приложению, В и лист оценки (Приложение Г). По окончании процедуры подтверждения соответствия систем менеджмента учредительные документы организации заказчика, документы систем менеджмента и другие затребованные документы возвращаются организации заказчика.

5.1.2 Заявка регистрируется в Журнале проведения работ по подтверждению систем менеджмента (Приложение Е).

Руководитель или назначенный руководителем специалист ОПС СМ проводят анализ заявки для определения возможности проведения сертификации с учетом:

  • оценки соответствия области сертификации заказчика и области аккредитации органа по подтверждению соответствия систем менеджмента;
  • наличия ОПС СМ необходимой информации для планирования аудита (расположение организации, численность работников, предпочтительные сроки проведения аудита, степени интегрированности ИСМ и др.);
  • наличия у органа по подтверждению соответствия систем менеджмента возможности проведения работ в сроки, предпочтительные для заказчика, наличия соответствующих ресурсов.
  • В случае отсутствия необходимых информации и документов организация заказчика информируется об этом в виде письма.

5.1.3 О результатах рассмотрения заявки ОПС СМ сообщает заявителю письменно в виде решения по форме Приложения Д.

5.1.4 Руководитель ОПС СМ направляет заявку с визой ответственному специалисту для дальнейшего проведения работ по подтверждению соответствия СМ.

5.2 Подготовка и оформление договора

5.2.1 До заключения договора на проведение подтверждения системы менеджмента при необходимости ответственный исполнитель готовит расчёт выборки площадок с учетом количества площадок, которые необходимо посетить при аудите в организации (Приложение Л).

5.2.2 Если организация имеет несколько площадок, расположенных на разных географических участках, то при планировании аудита каждая площадка, включенная в область сертификации должна быть подвергнута отдельному аудиту органом по подтверждению соответствия или включена в подход на основе выборок.

5.2.3 При расчете выборки площадок, подлежащих аудиту, учитываются следующие факторы:

  • результаты и отчеты внутренних аудитов или предыдущих инспекционных проверок площадок и организации в целом;
  • отчеты о жалобах, мероприятия корректирующих и предупреждающих действий;
  • существенные изменения в размере площадок;
  • любые существующие изменения систем менеджмента площадок организации;
  • сложность систем менеджмента;
  • любые изменения с момента последней инспекционной проверки;
  • результаты анализа со стороны руководства;
  • полноценность системы менеджмента;
  • значимость и степень влияния процессов, осуществляемых на площадках, на качество продукции (услуги), распространения экологических аспектов и связанных с ними воздействий, рисков;
  • Языковые различия;
  • географическое месторасположение
  • законодательные требования;

5.2.4 Программа аудита включает посещение центрального офиса и всех площадок организации в соответствии с методом выборок.

5.2.5 При обнаружении несоответствий в центральном офисе или на отдельной площадке организации, входящий в область сертификации, процедуру принятия корректирующих действий следует распространять на все площадки.

5.2.6 В процессе подготовки проекта договора определяется также время аудита, которое включает в себя время, израсходованное аудитором или аудиторской командой на планирование (включая, при необходимости, анализ документации вне производственной площадки); взаимодействие с организацией, персоналом, рассмотрение записей, документации и процессов; написание отчета. Ожидается, что время аудита, связанное с планированием и написанием отчета, обычно не должно сокращать полное время аудита на месте до величины меньшей 80 %. Это относится к сертификационным, инспекционным и ресертификации. Когда требуется дополнительное время для планирования и/или написания отчета, это не может служить основанием для снижения времени аудита на месте.

5.2.7 Определение продолжительности аудита производится на основании РИ ОПС СМ/ ПЦС 03/01,при этом учитываются следующие аспекты:

  • требования стандартов;
  • размер и сложность организации;
  • технологические особенности, законодательное регулирование;
  • любое привлечение внешних ресурсов, включенное в область системы менеджмента;
  • результаты предыдущих аудитов;
  • число производственных площадок и вопросы связанные с проведением на них аудита;
  • риски, связанные с продукцией, процессами или деятельностью организации;
  • является ли аудит комбинированным, интегрированным совместным или комплексным;

5.2.8 Оформление договора осуществляется в соответствии с ДП ПЦС 02/07

«Порядок анализа и заключение контрактов на оказание услуг».

5.3 Составление программы аудита

5.3.1 После подписания договора ответственный исполнитель разрабатывает программу аудита в отношении всего цикла сертификации, в которой четко определены аудиторская деятельность, демонстрирующая, что система менеджмента организации-заказчика отвечает требованиям к подтверждению соответствия.

5.3.2 Программа аудита включает в себя:

  • первоначальный аудит, состоящий из двух этапов:
    1. этап – анализ документации системы менеджмента организации;
    2. этап – сертификационный аудит;
  • инспекционные аудиты в течение первого и второго года сертификации;
  • ресертификацию –в течение третьего года, до истечения срока действия сертификата.

5.3.3 При составлении Программы аудита учитывается размер организации, область применения и сложность её системы менеджмента, продукция и процессы, а также продемонстрированный уровень эффективности системы менеджмента и результаты предыдущих аудитов. Программа аудита приведена в Приложении М.

5.3.4 Один экземпляр Программы аудита предоставляется заказчику.

5.4 Анализ документации системы менеджмента организации (аудит – этап 1)

5.4.1 Ответственный исполнитель проводит анализ предоставленных документов системы менеджмента организации заявителя (при необходимости привлекаются технические эксперты с целью:

  • ознакомления с организацией для получения представления о ней и ее важнейших подразделениях;
  • определения соответствия представленных документов требованиям соответствующих нормативных документов и определения готовности организации к проведению сертификационного аудита (2 этап);
  • степень интегрированности СМ (при аудите ИСМ);
  • оценки размещения заявителя и особых условий организации;
  • анализа статуса заявителя и пониманий требований стандарта;
  • сбора необходимой информации, касающейся области системы менеджмента, процессов и месторасположения заявителя и связанных с ним правовых аспектов и требований;
  • планирования сертификационного аудита и согласование с заявителем.

При необходимости, ответственный исполнитель вправе затребовать у организации дополнительные сведения и документы, или же, по согласованию с проверяемой организацией, ОПС СМ может командировать в организацию своего представителя для проведения предварительной оценки с целью ознакомления на месте с системой менеджмента, проверяемой организации, сбора необходимых данных непосредственно в организации или решения неясных вопросов.

5.4.2 2 этап аудита завершается подготовкой обоснованного письменного заключения по анализу документов системы менеджмента (Приложение Н). Один экземпляр заключения предоставляется организации-заявителю.

5.4.3 При отрицательном решении по результатам анализа документации организации предлагается доработать систему менеджмента, и после её доработки и проведения корректирующих действий по устранению несоответствий организация должна направить доработанные документы в ОПС СМ ТОО «ПЦС» для проведения сертификационного аудита (2 этапа) .

5.5 Выбор команды по аудиту

5.5.1 Для определения компетентности аудиторов, отсутствия конфликта интересов, способности выполнить работы в заявленной области Руководитель ОПС СМ проводит оценку экспертов и их возможность выполнять работы по заявке.

До определения команды по аудиту Руководитель ОПС СМ эксперты-аудиторы и технические эксперты заполняют лист оценки эксперта (Приложение Ж).

5.5.2 При определении численности и состава команда по аудиту учитывается:

  • компетентность экспертов-аудиторов, необходимая для каждой технической области;
  • цели, область и критерии аудита, продолжительность аудита;
  • область деятельности организации;
  • трудозатраты на проведение аудита;
  • необходимость обеспечения совокупной компетентности команды по аудиту для достижения целей аудита;
  • требования законов, нормативных актов, применяемых к проводимой оценке;
  • обеспечение беспристрастности и независимости членов команды по аудиту от сертифицируемой организации;
  • возможность членов команды по аудиту эффективно взаимодействовать с проверяемой организацией;
  • язык аудита.

5.5.3 Команда по аудиту может состоять из одного или нескольких экспертов-аудиторов. Если специальных знаний и навыков у экспертов-аудиторов недостаточно, то в команду по аудиту включаются технические эксперты.

Если аудит проводит один эксперт-аудитор, он выполняет все обязанности, возлагаемые на руководителя команды по аудиту.

Руководителем команды для проведения аудита ИСМ назначается эксперт-аудитор компетентный, по крайней мере, в одном из стандартов на соответствие которым проводится аудит.

В случае привлечения технических экспертов из сторонней организации заключается договор на оказание услуг в соответствии с ДП ПЦС 02/04 по форме (Приложение Е), учётом требований, изложенных в п. 7.3 СТ РК ISO/IEC17021-2015.

5.5.4 В состав команды могут быть включены стажёры — кандидаты в эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия систем менеджмента. Стажёры не могут самостоятельно задавать вопросы проверяемой организации, а только с разрешения руководителя команды по аудиту или эксперта-аудитора.

Технические эксперты и стажеры при рассмотрении свидетельств и формировании выводов (наблюдений) аудита имеют право только совещательного голоса.

5.5.5 После оценки экспертов руководитель ОПС СМ или ответственный исполнитель заполняет лист оценки экспертов по форме (Приложение Ж).

5.5.6 Для согласования команды аудита в организацию направляется лист согласования команды аудита (Приложение У).

5.5.7 На основании результатов оценки эксперта-аудитора, технического эксперта, листа согласования предлагаемой команды, создаётся команда для проведения аудита на месте. Состав команды по аудиту и дата проведения аудита утверждается приказом директора.

5.5.8 Предварительный контакт с проверяемой организацией осуществляется Руководителем команды по аудиту путем встреч с представителями организации, телефонных разговоров, по электронной почте.

Целями предварительного контакта является:

  • обеспечение информацией относительно плана аудита;
  • определение канала обмена информацией с представителями проверяемой организации;
  • определение порядка пребывания на территории проверяемой организации (режим пропусков, соблюдение правил безопасности);

Проверяемая организация имеет право потребовать замены членов команды на разумных основаниях, основанных на принципах проведения аудита (п. 4.2). Основанием для замены члена группы по аудиту может быть конфликт интересов (например, если член команды по аудиту является бывшим работником проверяемой организации) или не этичное поведение. Любое основание должно быть представлено руководителю команды по аудиту и Руководителю ОПС СМ, которые должны вынести решение по замене членов группы по аудиту.

5.6 Сертификационный аудит (этап 2)

5.6.1 Перед проведением сертификационного аудита команда по аудиту разрабатывает проект программы и плана аудита системы менеджмента по форме Приложения О настоящей документированной процедуры.

5.6.2 Проект программы и плана аудита направляются в организацию на согласование

5.6.3 После согласования с заказчиком программа и план аудита утверждается руководителем ОПС СМ. В случае если заказчик не согласует дату проведения аудита или требует замены члена команды по объективным причинам даты проведения аудита и состав команды пересматриваются и согласуются с организацией заказчика. В этом случае издается новый приказ о составе команды и дате проведения аудита.

5.6.4 Члены команды разрабатывают вопросы, касающиеся системы менеджмента по форме Приложения П. Технические эксперты, разрабатывают вопросы по аудируемой области в приделах своей компетенции по форме Приложения П. Члены команды согласовывают вопросы чек-листа с руководителем команды аудита. При подготовке к аудиту заполняется графа «Вопросы» в соответствии с программой аудита, остальные графы заполняются в ходе аудита при наблюдении.

Форма и содержание чек-листов при необходимости может изменяться и дополняться по усмотрению эксперта-аудитора.

5.6.5 Сертификационный аудит системы менеджмента включает следующие этапы:

  • предварительное совещание;
  • проведение аудита;
  • сбор, проверку и регистрацию данных;
  • анализ материалов аудита;
  • обмен информацией во время аудита;
  • подготовку предварительных выводов для заключительного совещания;
  • оформление акта аудита;
  • заключительное совещание;
  • формирование отчета об аудите.

5.6.6 Руководитель команды по аудиту проводит предварительное совещание, на котором разъясняются цели и задачи аудита, делается заявление команды по аудиту о конфиденциальности информации, полученной в ходе аудита путем заполнения Декларации эксперта по форме Приложения Р.

Вступительное совещание протоколируется (Приложение С).

5.6.7 Команда по аудиту оценивает соответствие функционирующей системы менеджмента требованиям, установленным в нормативных документах на данную систему и документах системы менеджмента организации.

команда по аудиту собирает информацию, включая, свидетельства аудита, полученные, техническими экспертами и проверяет информацию, касающуюся области и объектов аудита, включая информацию о взаимодействии подразделений организации и процессов системы менеджмента. Только проверенная информация может быть свидетельством аудита.

В качестве источников информации используют:

  • опрос работников проверяемой организации;
  • наблюдения экспертов-аудиторов за деятельностью персонала, функционированием процессов, условиями труда и состоянием рабочих мест;
  • документы системы менеджмента регламентирующего характера, такие как Политика и цели в области, руководство по менеджменту, планы, процедуры организации, регламенты, положения, инструкции, внешняя нормативная и техническая документация, договоры, контракты и т.п.;
  • документы, содержащие данные (записи) о процессах, такие как акты и отчёты по внутренним аудитам, отчёты об анализе со стороны руководства, протоколы испытаний продукции, решения совещаний по проблемам менеджмента, информация по результатам мониторинга и измерений продукции и процессов, рабочие журналы, заполненные ведомости, формы, бланки, тесты и др.;
  • анализ результативности системы менеджмента;
  • данные обратной связи от потребителей.

Информация, полученная из указанных источников, должна быть проверена на объективность, непротиворечивость и адекватность.

5.6.8 После проверки всех площадок, подлежащих аудиту, команда по аудиту анализирует полученные результаты с целью градации зарегистрированных несоответствий по значимости на значительные или малозначительные.

Выводы аудита могут касаться и предотвращения возможных несоответствий, тогда они классифицируются как уведомления.

Обнаруженные несоответствия и уведомления регистрируются в протоколах несоответствий/уведомлений по форме Приложения Т.

Повторение малозначительных несоответствий одного вида (связанных с одним и тем же процессом системы менеджмента) в нескольких подразделениях дает основание для перевода их в значительное несоответствие.

Окончательное решение по классификации несоответствий принимает руководитель команды по аудиту.

5.6.9 Протоколы о несоответствии/уведомлении должны быть рассмотрены руководителем команды по аудиту совместно с представителем руководства организации и по ним приняты согласованные решения. Если не достигается соглашение о правомерности установленного наблюдения, то это указывается в отчете по аудиту с изложением различных точек зрения.

5.6.10 По результатам аудита составляется Акт по аудиту системы менеджмента по форме Приложения Ф, содержащий результаты аудита, обязательное заключение о соответствии системы менеджмента требованиям стандартов.

5.6.11 Акт по аудиту системы менеджмента подписывают руководитель команды по аудиту и руководитель организации/уполномоченное лицо. Один экземпляр акта остается в организации, другой хранится в ОПС СМ.

Акты по аудиту системы менеджмента регистрируется в Журнале проведения работ по подтверждению системм емнеджмента (Приложение Е).

5.6.12 После подписания акта по аудиту системы менеджмента всеми заинтересованными лицами в организации проводится заключительное совещание, результаты которого протоколируются (Приложение Ц).

5.6.13 На заключительном совещании до руководства доводятся сильные и слабые стороны проверяемой организации, несоответствия и потенциальные несоответствия, сделанные при аудите, в порядке их значимости, а также предварительное заключение о соответствии (несоответствии) системы менеджмента требованиям стандарта – критериям аудита.

5.6.14 При обнаружении значительного несоответствия или 10 и более малозначительных система менеджмента предприятия не может быть признана соответствующей требованиям стандарта.

При обнаружении менее 10 малозначительных несоответствий, организация по каждому несоответствию выполняет анализ причин несоответствий, разрабатывает план корректирующих мероприятий и предоставляет руководителю группы. Корректирующие действия, записываются в протокол о несоответствии/уведомлении.

Срок выполнения корректирующих действий не должен превышать одного месяца с момента заключительного совещания по аудиту.

В случае если несоответствие наблюдалось в подразделениях, имеющих в своем составе площадки, процедуру принятия корректирующих действий следует реализовать на всех площадках, к которым это применимо.

После выполнения корректирующих действий организация представляет руководителю команды по аудиту отчёт и подтверждение факта выполнения корректирующих действий.

Если представленного отчёта недостаточно для подтверждения выполнения корректирующих действий, руководитель команды по аудиту должен в письменной форме проинформировать руководство сертифицируемой организации о необходимости повторного посещения организации и проверить фактическое выполнение корректирующих действий.

В случае подтверждения фактов выполнения корректирующих действий и устранения несоответствий и их причин, или не выполнения руководитель команды по аудиту делает отметку в п.4 Протокола о несоответствии/уведомлении (ПриложениеТ) в разделе «Выполнены».

5.6.15 После подтверждения выполнения корректирующих действий руководитель команды по аудиту формирует отчёт по аудиту (Приложение Ш), который должен быть датирован и подписан руководителем команды по аудиту. Один экземпляр предоставляется заказчику аудита.

5.6.16 В отчете по результатам аудита в разделе «Выводы и предложения по результатам аудита» должна быть дана оценка соответствия проверяемой системы менеджмента требованиям стандарта – критериям аудита, степени интегрированности в случае аудита ИСМ.

5.6.17 В случае проведения работ по подтверждению соответствия одновременно нескольких систем менеджмента в одной организации (ИСМ), оформление документов осуществляется одним комплектом документов с использованием общего заключения по анализу документов системы менеджмента, плана аудита, акта по аудиту, решения о выдаче /переоформлении сертификата соответствия системы менеджмента, отчёта.

5.6.18 Если организация-заказчик не предоставляет доказательства выполнения корректирующих действий, то процесс сертификации должен быть прекращён и может быть возобновлён только после подачи повторной заявки, о чём ОПС СМ извещает организацию в письменном виде.

5.6.19 Если в ходе аудита были выписаны уведомления, то организация должна разработать и выполнить предупреждающие действия. Результаты их выполнения проверяются в ходе следующего инспекционного контроля сертифицированной системы менеджмента и отражаются в акте по аудиту системы менеджмента в разделе 5 «Краткое содержание результатов аудита».

Оценка результативности корректирующих и предупреждающих действий оценивается в ходе следующего инспекционного контроля сертифицированных систем менеджмента. По результатам оценки в п.4 Протокола о несоответствии/уведомлении (ПриложениеТ) в графе «Результативны» ставится отметка.

5.7 Рассмотрение результатов аудита

5.7.1 Руководитель команды по аудиту передает на рассмотрение Руководителю ОПС СМ, документы по результатам аудита системы менеджмента организации: акт по аудиту системы менеджмента, отчет по результатам аудита, протоколы о несоответствии/уведомлении, чек-листы, документы организации, подтверждающие выполнение корректирующих мероприятий при их наличии(план корректирующих мероприятий, отчёт по выполнению корректирующих мероприятий и документы, подтверждающие выполнения мероприятий: протоколы технической учёбы, протоколы совещаний, копии приказов и т.п.).

5.7.2 При положительном решении Руководитель ОПС СМ принимает решение о выдаче сертификата соответствия (Приложение Э) и устанавливает срок действия сертификата (не более трех лет).

5.7.3 При отрицательных результатах аудита руководитель команды по аудиту уведомляет организацию об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и информирует о возможности проведения повторного аудита на договорной основе. Решение об отказе передается заявителю в трехдневный срок

5.7.4 Критерием для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия является выполнение (невыполнение) проверяемой организацией требований стандартов сертифицируемых систем менеджмента.

5.7.5 Если в проведении сертификационного аудита участвует Руководитель ОПС СМ, то он не принимает решение по выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия. В этом случае Решение принимает эксперт-аудитор, прошедший подготовку в области систем менеджмента (но не эксперт-аудитор, проводивший аудит).

5.8 Выдача сертификата соответствия

5.8.1 Руководитель команды по аудиту оформляет сертификат соответствия на бланках установленного образца.

5.8.2 Сведения о сертификате соответствия заносятся в электронный реестр ТОО «Национальный центр аккредитации».

5.8.3 Сведения об отказе в выдаче сертификата соответствия заносятся в электронный журнал Приложение Е (при отказе заявителя от апелляции).

5.8.4 Сертификат соответствия выдается организации-заявителю, при этом заявитель расписывается в получении сертификата соответствия на копии сертификата.

Иногородним заявителям сертификат отправляется по почте.

5.8.5 Комплект документов вместе с копией сертификата соответствия подшивается в соответствующее дело в соответствии с перечнем документов по Приложению Ю.

5.8.6 В случае отказа в выдаче сертификата соответствия на систему менеджмента заказчик имеет право в месячный срок со дня получения решения об отказе в выдаче подать апелляцию в соответствии с ДП ПЦС 02/06 «Порядок регистрации и рассмотрения апелляций, претензий, рекламаций».

5.8.7 При вручении сертификата соответствия на систему менеджмента руководитель команды по аудиту оформляет и передаёт на подпись заявителю проект договора на проведение инспекционного контроля сертифицированной системы менеджмента, который регистрируется в Журнале регистрации договоров на инспекционный контроль (Приложение Е).

Оформление договора осуществляется в соответствии с ДП ПЦС 02/07 «Порядок анализа и заключения договоров». по форме (Приложение В).

5.8.8 В случае утери организацией оригинала сертификата соответствия на основании решения Руководителя ОПС СМ организации может быть выдан дубликат сертификата соответствия.

Запрос о выдаче дубликата сертификата соответствия оформляется организацией в письменной форме на фирменном бланке организации Заявителя.

Дубликат оформляется на новом бланке с сохранением номера сертификата, даты его оформления и срока действия. На бланке сертификата соответствия в верхнем левом углу проставляется надпись «Дубликат».

5.9 Инспекционный контроль сертифицированных систем менеджмента

5.9.1 Инспекционный контроль сертифицированных систем менеджмента осуществляется согласно годового графика ОПС СМ за сертифицированными системами менеджмента организаций согласно Приложения Я.

5.9.2 Инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента проводит команда по аудиту, назначенная с учётом требований п. 5.5 настоящей документированной процедуры.

Инспекционный контроль должен установить, что система менеджмента соответствует требованиям, подтверждённым при сертификации:

  • Все несоответствия, зарегистрированные в ходе сертификационного аудита устранены;
  • Для экологического менеджмента, что требования нормативных, законодательных документов установлены и организация не имеет штрафных санкций со стороны надзорных органов за соответствующий период;
  • Для экологического менеджмента что организация успешно выполняет экологическую политику цели и задачи, соблюдает применимые нормативные и другие требования, относящиеся к экологическим аспектам, постоянно улучшает систему менеджмента для предотвращения загрязнения;
  • Организация демонстрирует непрерывную эффективность систем менеджмента достигает поставленных целей;
  • Организация удовлетворяет запросы потребителей, демонстрирует улучшения систем менеджмента;
  • Организация проводит внутренние аудиты, проводит оценку систем менеджмента;
  • Для ИСМ что степень интегрированности остаётся неизменной на протяжении всего сертификационного цикла.

5.9.3 Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.

5.9.4.Периодичность проведения планового инспекционного контроля определяет ОПС СМ. Инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента организации проводится в течение срока действия сертификата соответствия не реже одного раза в год. Первый инспекционный контроль проводится не позднее 12 месяцев после сертификационного аудита. В течение срока действия сертификата соответствия должны быть проверены не менее одного раза все элементы системы менеджмента и структурные подразделения организации.

5.9.5 Внеплановый инспекционный контроль проводят при поступлении в ОПС СМ информации о недоброкачественности поставляемой продукции, услуг, об отрицательных результатах проверок сертифицированных организаций государственными органами, внесении существенных изменений в документы системы менеджмента или производства, конструкторско-технологическую и нормативную документацию, организационную структуру организации и других изменениях, влияющих на стабильность безопасности и качества выпускаемой продукции (услуги), экологические аспекты, риски.

5.9.6 Работы по инспекционному контролю проводят при условии предварительной оплаты в соответствии с договором, заключенным между ОПС СМ и заявителем.

Проведение внепланового инспекционного контроля и его оплата оговариваются в договоре о проведении инспекционного контроля.

При назначении команды аудиторов для проведения внепланового инспекционного контроля организация не может опротестовать назначение членов команды по аудиту.

5.9.7 Объектами планового инспекционного контроля являются:

  • результаты внутренних аудитов и анализа системы менеджмента;
  • жалобы и рекламации, результаты их рассмотрения;
  • запланированная деятельность, направленная на постоянное улучшение;
  • любые изменения в деятельности организации, которые могут повлиять на выполнение требований, предъявляемых при сертификации;
  • использование сертификата соответствия;
  • корректирующие и предупреждающие действия по устранению несоответствий, выявленных при сертификации системы менеджмента или при предыдущем инспекционном аудите;
  • записи о результативности и эффективности системы менеджмента;
  • соблюдение правил применения сертификационного логотипа.

Объекты внепланового инспекционного контроля определяют в зависимости от причины, вызвавшей необходимость аудита.

5.9.8 До начала инспекционного контроля руководитель команды в письменном виде извещает сертифицированную организацию о предстоящем аудите, согласовывает дату и сроки его проведения. После согласованной даты в организацию направляется проект программы и плана инспекционного аудита (Приложение О) на согласование с руководителем сертифицированной организации и назначение сопровождающих лиц.

Программа и план инспекционного контроля должны быть согласованы руководителем или уполномоченным лицом сертифицированной организации и утверждены Руководителем ОПС СМ до начала проведения инспекционного контроля.

5.9.9 При проведении инспекционного контроля соблюдаются этапы, описанные в п. 5.6. данной документированной процедуры.

5.9.10 Результаты инспекционного контроля служат основанием для принятия решения о возможности подтверждения, приостановления или отмены действия сертификата соответствия системы менеджмента. Решение принимается Руководителем ОПС СМ, при условии, что руководитель ОПС СМ не принимал участие в инспекционном аудите и оформляется по форме Приложения Э. В случае участия руководителя ОПС СМ в инспекционном аудите, Решение принимает эксперт-аудитор, имеющий соответствующую квалификацию в области подтверждения систем менеджмента (но не эксперт-аудитор, проводивший аудит).

5.9.10 Условиями для принятия решения о подтверждении действия сертификата соответствия являются:

  • отсутствие значительных несоответствий;
  • отсутствие 10 и более малозначительных несоответствий;
  • проведение корректирующих действий в согласованные сроки, а по всем ранее выявленным несоответствиям — результативных корректирующих и предупреждающих действий.

5.10 Приостановление действия или отмена действия сертификата соответствия

5.10.1 Действие сертификата приостанавливается в следующих случаях:

  • в сертифицированной системе менеджмента заявителя систематически наблюдается нарушение требований к эффективности системы менеджмента;
  • заявитель препятствует проведению инспекционного аудита в соответствии с установленной периодичностью;
  • заявитель добровольно попросил о приостановке действия сертификата;
  • прекращение деятельности организации (объединение, выделение, изменение формы собственности и т.д.).